Главная arrow Аналитика arrow Статьи arrow 28.12.2009 - Автомобильный рынок: итоги 2009 года, прогноз на 2010 год
28.12.2009 - Автомобильный рынок: итоги 2009 года, прогноз на 2010 год Печать

2009 год

Уходящий год, как и ожидалось, стал годом падения спроса на новые автомобили для автомобильных дилеров, а также произошло вынужденное резкое сокращение собственного кредитного портфеля.

В результате резко сократилась основная доходная статья бюджета дилерских центров, произошло свертывание инвестиционных планов по строительству новых автомобильных центров, возникла резкая потребность в свободных финансовых ресурсах.

Какие же изменения в бизнесе это повлекло за собой?

Проводя семинар по финансовому управлению в условиях кризиса в декабре 2008 года, мы достаточно точно осветили основные следствия для дилеров в 2009 году:

  1. Резкое подорожание и дефицит финансовых ресурсов, одновременно с резким падением спроса, ведет к серьезным убыткам по содержанию огромных складов автомобилей.
  2. Несоответствие фондов оплаты труда ситуации 2009 года.
  3. Несоответствие арендных ставок рыночной ситуации 2009 года.
  4. Несоответствие раздутых рекламных бюджетов рыночной ситуации 2009 года.
  5. Необходимо прочее сокращение операционных расходов дилера.


В итоге, раньше или позже, в той или иной степени, все дилеры были вынуждены решать эти задачи.

Однако не все пострадали в равной степени.

Ценовая сегментация в 2009 году

Диаграмма. Доля различных ценовых диапазонов в общих продажах новых автомобилей в 2009 году.

 

Ценовая сегментация в 2008 году
Диаграмма. Доля различных ценовых диапазонов в общих продажах новых автомобилей в 2008 году.

 Продажи в 2009 году по сравнению с 2008 годом
Диаграмма. Продажи новых автомобилей в различных ценовых диапазонах в 2009 году (по отношению к 2008 году).

Из диаграммы видно, что сильнее всего пострадали марки, средняя цена которых составляет от 800 до 1500 тыс. руб. Это связано с наиболее сильным провалом доходов среднего класса, а также с наибольшей долей кредитных средств в выручке этого ценового диапазона.

Менее пострадал высокий ценовой сегмент, что говорит о том, что покупатели этого ценового сегмента сохранили достаточный доход для того, чтобы не ограничивать себя в уровне своего личного потребления. В этом ценовом сегменте уверенные позиции традиционно занимает немецкая тройка (Mercedes, BMW и VW Audi Group).

 

Рынок подержанных автомобилей сократился, но этот рынок остается потенциалом развития бизнеса для многих официальных дилеров. Не все уделяют этому достаточное внимание, но ведь на 1 сделку по покупке нового автомобиля приходится 2-3 сделки по покупке-продаже автомобиля с пробегом. По статистике крупных западных сетей доля в валовом доходе от продажи подержанных автомобилей может составлять до 15% от всего валового дохода дилера.

 

Сервисные центры приносили в 2009 году дилерам тот же или даже больший доход, чем раньше. Это привело к тому, что многие руководители автомобильных компаний сделали недалекие выводы, что «сервис теперь главнее продаж». Но к концу года уже явно стала заметна тенденция к снижению выручки сервиса. Это обусловлено снижением средней покупательской способности и услуг сервиса, а также сокращением автопарка гарантийных автомобилей, которые и являлись главной клиентской базы сервисов официальных дилеров. В октябре этого года мы опубликовали свой прогноз по выручке сервисных центров . Компанией "Интегс" были разработаны фундаментальные изменения в структуре услуг сервиса, которые позволяют избежать потенциального спада.

 

Автомобили российского производства получили некоторые преимущества от государства. Так в 2009 году правительством РФ были приняты меры по поддержке «отечественного» производителя: дополнительная финансовая помощь производителям, ужесточение таможенных правил, программа потребительского кредитования «отечественных» авто, программа утилизации автомобилей при покупке новых «отечественных авто». Все это должно дать неоспоримое преимущество конкурентное автомобилям, имеющим достаточную локализацию производства на территории РФ. Реакция производителей – развитие инвестиционных проектов на территории РФ. В свою очередь у дилеров популярность стали приобретать франшизы «отечественного» производства.

 

Обобщая итоги 2009 года можно сказать, что худшие времена для дилеров уже наступили и есть надежды на улучшение.

 

2010 год и далее

Продажи новых автомобилей – дальнейшее падение, рост или сохранение текущего уровня?

Как мы убедились на опыте, многие прогнозы делаются с невысокой точностью. Не всегда они угадывают даже направление (роста или падения). Такие прогнозы обычно основаны на инерционном подходе: завтра будет как сегодня, плюс надо учесть тренд, то есть если был рост вчера, то будет рост и завтра и наоборот.

В результате таких прогнозов дилеры всегда работают либо в дефиците, либо в избытке товара, а соответственно всегда идет перерасход ресурсов или упущенная выгода. Как побочная цепная реакция многих компаний, не имеющих качественных механизмов планирования  - это привязка оценки и мотивации всего бизнеса к выполнению этих «не всегда точных» прогнозов.


Наша оценка будущей ситуации следующая - мы рассматриваем два главных фактора, влияющих на потребление на рынке РФ:

  1. Общая экономическая ситуация и реальные доходы населения.
  2. Рынок потребительского кредитования в отрасли (т.е. возможность занять деньги, если покупатель готов купить товар сейчас, а не копить деньги несколько лет).

Две главных характеристики экономики РФ:

  1. Наша экономика развивающаяся, как следствие привлекательна для инвестирования, имеет ненасыщенного потребителя.
  2. На сегодняшний день экономика РФ по-прежнему сырьевая, т.е. реальные доходы населения значительно зависят от мировых цен на энергоресурсы.     

 
Зависимость темпов продаж авто в РФ от мировых цен на нефть
Диаграмма. Зависимость темпов продаж новых автомобилей в РФ от мировых цен на нефть 2002-2009 г.г.


Мы ожидаем определенное повторение сценария развития 2002-2008 гг. и в 2010-2015 гг. Это относится и к автомобильному рынку, разумеется, уже с поправками на достигнутые результаты. Проще говоря, мы выходим на новый виток той же спирали. Вероятнее всего, начнется новая волна инвестиций в нашу экономику, плюс новая волна мировых спекуляций на энергоресурсах, все это приведет к надуванию очередных пузырей, мнимого быстрого роста; и через какое-то время к очередному кризису.

 

Что делают с рынком потребительские кредиты?

Рынок автокредитования, резко выросший в период с 2002 года по 2008 год, позволил увеличить продажи автомобилей, но это был разовый подъем. Для того, чтобы не произошло отката в темпах продаж, банкам  пришлось бы постоянно наращивать сумму долга. Банки начали испытывать дефицит финансов, что привело к сокращению выдачи кредитов, в результате общая сумма долга автолюбителей перед банками сократилась.

Проще говоря, вместо покупки новых автомобилей, потребители сейчас платят за те автомобили, которые уже колесят по дорогам. В связи с этим полезно рассмотреть следующие цифры:

  1. Как менялся объем долга (нарастающим итогом) потребителей перед банками.
  2. Как этот объем долга соотносился с текущими объемами продаж.


Темпы продаж авто и объём потребительского долга (2002-2010 годы)     
Диаграмма. Сравнение темпов продаж новых автомобилей и объема потребительского долга за автомобили в 2002-2010 годах.

Как видно из диаграммы, объем долга потребителей перед банками накопившийся в 2006-2009 годы будет в значительной мере погашен в 2010 году. Следовательно, у банков появятся средства для новых кредитов, в свою очередь, потребители станут готовы эти кредиты брать. Это должно привести к новой волне роста кредитования покупателей автомобилей.  

По оценкам "Интегс", объем рынка новых автомобилей может измениться в среднем на несколько процентов в плюс, по сравнению с 2009 годом.
 
Прогноз изменения автомобильного рынка на 2010 год (в сравнении с 2009 годом)
Диаграмма. Прогноз изменения автомобильного рынка на 2010 год (в сравнении с 2009 годом).

Цифры показывают, что в основном изменение объёма рынка может произойти за счет новой волны роста автокредитов. А вот собственные средства граждан значительно уменьшились в 2009 году, соответственно при сохранении уровня доходов в 2009-2010 годах, в 2010 году будет потрачено еще меньше средств на покупку автомобилей.

По оценкам "Интегс", в дальнейшем ожидается новый рост автомобильного рынка, повторяющий в общих чертах рост продаж 2002-2007 г.г.

Темпы продаж новых автомобилей (2002-2013 гг.)
Диаграмма. Темпы продаж новых автомобилей 2002-2013 г.г.

Сервисные центры, как уже отмечалось в прогнозе для сервисных центров , также ожидает падение выручки, но в отличии от рынка новых автомобилей, здесь можно искать методы решения, которые позволят предотвратить сильное падение.

Возрастной состав парка автомобилей в 2007-2013 годах
Диаграмма. Возрастной состав парка автомобилей 2007-2013 г.г.

Падение выручки сервисных центров будет связано с сокращением парка гарантийных автомобилей, а в период интенсивного роста большинство дилеров так и не научились удерживать своих клиентов на сервисных центрах после окончания гарантии.Это приведёт к возможному падению выручки сервиса до 50% к 2011 году.

Основная проблема сервисных центров – это отношение к ним, как к производству, требующему повышения эффективности. Мало, кто в полной мере воспринимает сервисные центры, как подразделение, которое требует своей маркетинговой политики и конкурирует на рынке так же, как любой другой бизнес.  

В итоге можно сказать, что ближайшие годы будут периодом острой конкурентной борьбы для автомобильных дилеров, что влечет за собой потребность в развитии и совершенствовании. А главным конкурентным преимуществом должны стать инновационные решения и технологии в бизнесе!

28.12.2009